Актуальные проблемы интеграции на постоветском пространстве


Президенту Республики Беларусь А. Лукашенко
Президенту Российской Федерации Д. Медведеву
Президенту Республики Казахстан Н. Назарбаеву

Открытое письмо

О создании нового союзного государства Союз Суверенных Республик (ССР)


Уважаемый Александр Григорьевич!
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемый Нурсултан Абишевич!

Вы приняли руководство своими странами в период острых геополитических потрясений, связанных с распадом СССР, интенсивным расширением военного блока НАТО и борьбой США за однополярное устройство мира. В периоды неустойчивого развития резко возрастает роль личности в истории, когда ход исторического процесса может необратимо измениться в зависимости от решений отдельных государственных деятелей. Ныне сложились условия, когда дальнейший ход истории в решающей степени зависит от того, какую стратегию государственного развития изберете вы. У вас два выбора. Первый – вести рутинную политику извлечения отдельных выгод из межгосударственного взаимодействия и сотрудничества с другими странами. Это путь приспособления к нынешней геополитической ситуации, путь трудной конкурентной борьбы с блоком стран, опередившим ваши страны в военно-экономическом развитии. В исторической перспективе между неумолимыми жерновами глобализации сохранить свою целостность и самобытность смогут лишь крупные государственные образования с высокопроизводительными экономиками и мощными военно-промышленными комплексами. Поэтому целесообразно рассмотреть более перспективный исторический выбор: радикально изменить мировую геополитическую ситуацию в пользу ваших республик, создав новое союзное государство Союз Суверенных Республик (ССР), объединяющее Республику Беларусь, Республику Казахстан и Российскую Федерацию.

Для республик создание Союза имеет смысл в том и только в том случае, если их национальные интересы в составе Союза будут удовлетворяться более полно, чем вне Союза. Распад СССР, при всей его трагичности для советского народа, дает возможность постсоветским республикам с чистого листа создать подлинно демократическое многонациональное государство, которое, предоставив республикам все преимущества, вытекающие из интеграции, гарантировало бы неукоснительную защиту их национальных интересов. Опыт показал, что попытка создать Союз Белоруссии и России, столкнулась с существенными объективными препятствиями. Включение в этот процесс такого могучего государства, каким стал современный Казахстан во главе с последовательным сторонником интеграционных процессов на постсоветском пространстве, каким является Нурсултан Абишевич, придало бы созданию Союза решающий импульс.

Источником преимущества Союза республик является известный закон: эффективность деятельности целостной системы выше суммарной эффективности ее отдельно взятых частей. Производительность экономики Союза благодаря координации республиканских экономик выше, чем сумма производительностей экономик отдельных республик. Инвестиционная привлекательность Союза выше суммарной привлекательности отдельных республик. Международный вес Союза в глазах мировой общественности выше суммарного веса отдельных республик, и т.д.

Для того чтобы преимущества интеграции реально ощутила каждая республика, Конституция Союза должна защитить его от двух равногубительных опасностей: эгоистического диктата союзного Центра и «войны законов», развернувшейся в последние годы существования СССР. Это решаемая проблема. Например, концепции союзных законов должны разрабатываться смешанными комиссиями, состоящими из союзных и республиканских депутатов. После принятия концепции закона союзным законодательным органом, она выносится на обсуждение республиканских законодательных органов, и дальнейшая работа над союзным законом продолжается только после того, как его концепция одобрена всеми республиканскими законодательными органами. Повторю, это только пример, но факт тот, что механизмы принятия союзных законов, которые исключат и диктат Центра, и «войну законов», существуют.

Экономическая самостоятельность республик гарантируется тем, что каждая республика самостоятельно формирует свой бюджет после отчисления в союзный бюджет взноса, определяемого союзным договором. Союзный бюджет имеет минимальное число статей расходов: оборона, охрана границы, таможня, содержание органов управления и т.д. Вместо пресловутого Госплана создается Государственный Координационный Совет, который планирует взаимовыгодное межреспубликанское разделение труда, а также создание совместных корпораций по производству наукоемкой высокотехнологичной продукции. В остальном республики самостоятельно организуют народное хозяйство, вынося на конкурентной основе свою продукцию на союзный и на международные рынки.

Республики сохраняют свой гражданский, уголовный и прочие кодексы, что позволит им организовывать жизнедеятельность сообразно национальным традициям. Гарантом защиты интересов республик должен быть союзный конституционный суд.

Союз должен иметь четко сформулированную исторически-перспективную государственную идеологию (или, если хотите, государственный политико-экономический принцип). Такая формулировка есть, но я не буду занимать ваше время ее обоснованием. Важным идеологическим моментом станет само название государства, подчеркивающее политико-экономическую самостоятельность республик. Его аббревиатура (ССР) отразит качественно новый характер Союза, а ее созвучие с СССР будет своеобразным памятником тем поколениям, которые в тяжелейших условиях героически построили и защитили великую страну.

Создание союзного государства, основанного на принципе защиты национальных интересов республик (не республики для Союза, а Союз для республик), явится мощным фактором интеграционных процессов на постсоветском пространстве, радикально оздоровит геополитическую обстановку, похоронив претензии на однополярное устройство мира.

Уважаемые Президенты! Срок вашего правления по историческим меркам – всего лишь мгновение. Как известно из хорошей песни, «мгновенья раздают кому – позор, кому – бесславье, а кому – бессмертие». Не упускайте редчайший неповторимый шанс, который дарит вам История, – обрести бессмертие и в благодарной памяти ваших народов, и во всемирной истории, не забывающей создателей великих государств.

01. 10. 08


С уважением
философ, народный депутат РСФСР-РФ 1990-93г.
Перуанский Сергей Серафимович

ПОСЛЕСЛОВИЕ

С болью наблюдая, как чиновно-олигархическая верхушка тянет Россию, словно ломовую лошадь под уздцы, нагрузив телегу непомерным грузом своих ненасытных аппетитов, вспомнишь иногда гоголевскую птицу-тройку и размечтаешься… И до того увлечешься, что захочется выплеснуть свои мечты и облечь их в форму, которая могла бы хоть в мечтах содействовать возрождению России. Так появляются письма президентам. Без малейших иллюзий относительно их действенности. И если письма все же реально отправляются адресатам, то исключительно ради соблюдения законов жанра.

Результаты таковы: от Администрации Президента Д. Медведева пришла отписка. Она весьма любопытна: «Ваше обращение на имя Президента Российской Федерации получено и рассмотрено. Доводы, изложенные в нем, приняты к сведению. Всего Вам доброго! Главный советник департамента письменных обращений граждан О. Бородин». Какие замечательные письмоводители работают в Администрации Президента! Они не сортируют письма по отделам, рассматривающим их по существу дела, а сами принимают к сведению изложенные в них доводы. Письмо, посланное, Президенту Путину, по крайней мере, рассматривалось отделом внутренней политики, а в Администрации Д. Медведева все проще, все совершеннее…

Интересно рассмотреть, ну, а если бы письмо дошло до Д. Медведева, что тогда? А ничего! Отвечая провинциальным журналистам на вопрос об увеличении президентского срока до шести лет, Д. Медведев не привел каких-либо аргументов и объяснений, но сказал, что это решение не было спонтанным, что он думал об этом задолго до того, как стал Президентом. Вдумайтесь! Не о том, как сделать Россию подлинно великой державой, не о геополитических свершениях размышлял будущий Президент, а об увеличении срока правления. Можно допустить, что он думал и о том, и о другом, но реальных шагов в первом направлении не просматривается, а второе – решено и подписано!

Да и вообще честолюбие наших руководителей невелико. Провести бы олимпийские игры (пусть хоть зимние), покрасовавшись на их открытии, создав для зажиточных курорт мирового класса – вот предел мечтаний. Глубинное развитие страны, рост производительных сил и качества жизни большинства народа (т.е. подвижки к величию России) приносятся в жертву интересам упоминавшейся верхушки, тянущей Россию под уздцы. Поэтому великие геополитические повороты нашему руководству, увы, не по плечу по той простой причине, что они лежат далеко от сферы их актуальных интересов.

Из Казахстана пришел обстоятельный ответ.

Окончание.

Белоруссия пока молчит.



Hosted by uCoz
К оглавлению