Социал-гуманизм и русская идея

Понятие «русская идея» ввел Ф.М. Достоевский. Другим активным исследователем этого вопроса был философ В. Соловьев. Оба великих мыслителя подчеркивали, что русская идея состоит не в особом пути Россий, отличном от остального мира, а в особом характере единения русского народа с другими народами. Н. Бердяев писал: «Достоевский прямо провозгласил, что русский человек — всечеловек, что дух России — вселенский дух». Сам Достоевский говорил об этом так: «Мы знаем, что не оградимся уже теперь китайскими стенами от человечества. Мы предугадываем, что характер нашей будущей деятельности должен быть в высшей степени общечеловеческий, что русская идея, может быть, будет синтезом всех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях». Близкие взгляды развивал и В. Соловьев, утверждая, что русская идея «не имеет в себе ничего исключительного… Для осуществления этого национального призвания нам не нужно действовать против других наций, но с ними и для них». Сходные мысли высказывал выдающийся русский мыслитель Н. Федоров:  «Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех».

Европа «с упорством и мужеством» развивала идею либерализма, а европейские социал-демократические и социалистические партии развивали идею социализма. В ХХ веке эти идеи подхватила Япония и другие азиатские страны. Европа знает социал-демократию, либерализм и даже социал-либерализм. Однако Европа не знает социал-гуманизм – идеологию, ориентирующую на оптимальное удовлетворение потребностей людей, и в силу этого синтезирующую указанные идеологии. Социал-гуманизм – это идеологический принцип сообществ-победителей, который можно сформулировать двояко: «каждому по его способностям создавать для сообщества средства и предметы потребностей» и «все гуманное - разумно, все разумное – гуманно». Передовыми странами становятся те страны, чья политико-экономическая стратегия стихийно оказалась наиболее близкой к этой общемировой идеологии. И если Россия сделает ее своей государственной идеологией и будет целенаправленно на практике делать то, что другие страны делают стихийно, это и будет обретением Россией русской идеи, как ее понимали  Ф.М. Достоевский и В. Соловьев. Этим Россия разъяснит миру идею, которую он выстрадал за тысячелетия кровавых войн и революций, осуществив пророчество Ф.М. Достоевского, что «дух России — вселенский дух». Великая многонациональная Россия – это все человечество в миниатюре, и кому, как ни ей, воплотить вселенский дух социал-гуманизма.

История России исключительно драматична. Поэт Максимилиан Волошин в годы Великой Русской Революции написал о судьбе России пророческие стихи: «Сотни лет тупых и зверских пыток, и еще не весь развернут свиток, и не замкнут список палачей». Во все века в России торжествовал идеологический принцип «кто у власти, тот и у сласти», благодаря которому достаток народа, живущего в сказочно богатой стране, состоял в том, что «по усам текло, а в рот не попало». Поэтому нет страны, где воплотить социал-гуманистическую идеологию в качестве государственной было бы труднее, чем в России, в виду отсутствия гуманистических традиций на всем протяжении ее истории. Но и нет страны, где торжество гуманизма принесет наилучшие плоды для ее народа и для всего человечества. И если суждено России сыграть особую историческую роль, предрекаемую русофилами всех поколений, то не состоит ли она в инициировании создания Всемирного Социал-гуманистического Интернационала?

 



Hosted by uCoz