Социал-гуманизм и русская идея
Понятие «русская идея» ввел
Ф.М. Достоевский. Другим активным исследователем этого вопроса был философ В.
Соловьев. Оба великих мыслителя подчеркивали, что русская идея состоит не в
особом пути Россий, отличном от остального мира, а в особом характере единения
русского народа с другими народами. Н. Бердяев писал: «Достоевский прямо
провозгласил, что русский человек — всечеловек, что
дух России — вселенский дух». Сам Достоевский говорил об этом так: «Мы знаем,
что не оградимся уже теперь китайскими стенами от человечества. Мы
предугадываем, что характер нашей будущей деятельности должен быть в высшей степени общечеловеческий, что русская идея, может
быть, будет синтезом всех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством
развивает Европа в отдельных своих национальностях». Близкие взгляды развивал и
В. Соловьев, утверждая, что русская
идея «не имеет в себе ничего исключительного… Для осуществления
этого национального призвания нам не нужно действовать против других наций, но
с ними и для них». Сходные мысли высказывал выдающийся русский мыслитель Н.
Федоров: «Жить нужно не для себя и не
для других, а со всеми и для всех».
Европа «с упорством и
мужеством» развивала идею либерализма, а европейские социал-демократические и
социалистические партии развивали идею социализма. В ХХ веке эти идеи
подхватила Япония и другие азиатские страны. Европа знает социал-демократию,
либерализм и даже социал-либерализм. Однако Европа не знает социал-гуманизм –
идеологию, ориентирующую на оптимальное удовлетворение потребностей людей, и в
силу этого синтезирующую указанные идеологии. Социал-гуманизм – это
идеологический принцип сообществ-победителей, который можно сформулировать
двояко: «каждому по его способностям создавать для сообщества средства и
предметы потребностей» и «все гуманное - разумно, все разумное – гуманно».
Передовыми странами становятся те страны, чья политико-экономическая стратегия
стихийно оказалась наиболее близкой к этой общемировой идеологии. И если Россия
сделает ее своей государственной идеологией и будет целенаправленно на практике
делать то, что другие страны делают стихийно, это и будет обретением Россией
русской идеи, как ее понимали Ф.М.
Достоевский и В. Соловьев. Этим Россия разъяснит миру идею, которую он
выстрадал за тысячелетия кровавых войн и революций, осуществив пророчество Ф.М.
Достоевского, что «дух России — вселенский дух». Великая многонациональная
Россия – это все человечество в миниатюре, и кому, как ни ей, воплотить
вселенский дух социал-гуманизма.
История России исключительно
драматична. Поэт Максимилиан Волошин в годы Великой Русской Революции написал о
судьбе России пророческие стихи: «Сотни лет тупых и зверских пыток, и еще не
весь развернут свиток, и не замкнут список палачей». Во все века в России
торжествовал идеологический принцип «кто у власти, тот и у сласти», благодаря
которому достаток народа, живущего в сказочно богатой стране, состоял в том,
что «по усам текло, а в рот не попало». Поэтому нет страны, где воплотить
социал-гуманистическую идеологию в качестве государственной было бы труднее,
чем в России, в виду отсутствия гуманистических традиций на всем протяжении ее
истории. Но и нет страны, где торжество гуманизма принесет наилучшие плоды для
ее народа и для всего человечества. И если суждено России сыграть особую историческую
роль, предрекаемую русофилами всех поколений, то не состоит ли она в
инициировании создания Всемирного Социал-гуманистического Интернационала?