Оглавление
страницы
СПИСОК ИМЕН
Дорогой Геннадий Григорьевич!
Благодарю за интересное проблемное письмо. Ответ я разделю на две части: в первой будет обсуждение чисто теоретических вопросов, во второй – вопросы «партийного строительства».
Ты пишешь: «Спасибо за доверие быть первым посетителям твоего сайта. Я его с честью оправдал и не только посетил сайт, но и дал ему рекламу, поместив у себя твой текст "Сайт о новом научно-политическом направлении в общественной жизни". Надеюсь, ты не обидишься, что я в приписке "от редактора" назвал идеи социал-гуманизма небесспорными. Я действительно считаю, что в них есть немало того, что заслуживает критики. (Критику приветствую. Критика – почва, живительная влага для роста). Ты пишешь, что социал-гуманизм объективно заложен в природе социума. Позволь в этом усомниться. Жизнь показывает, что людям, достаточно обеспеченным материально, безразличны проблемы социума. Их в первую очередь интересуют проблемы своего бизнеса (или службы), семьи и досуга. Таковы социумы развитых капиталистических стран. В революции идут, в основном, малоимущие ("пролетарии") и политиканы, стремящиеся, возглавив малоимущих, удовлетворить свои личные амбиции. Исключения из этого есть, но они невелики и не делают погоды.
Эти и подобные им вопросы возникают не у тебя одного. Например, активный член РГО (Российского гуманистического общества) Ю.Л. Пивоваров написал: «Сообщества возникают по законам живой природы. Поэтому общества можно рассматривать, как феномены, подобные привычным для нас организмам. При этом для общественных организмов, например сообществ, социально-естественный отбор выступает как естественный». Это перекликается с твоим вопросом о природе социал-гуманизма.
Ты сомневаешься, что социал-гуманизм объективно заложен в природе социума, и приводишь пример: многие люди безразличны к проблемам социума. Во-первых, ты подменяешь понятие «социум» (общество) понятием отдельного человека. То, что свойственно обществу, не обязательно свойственно каждому члену общества: обществу свойственно принимать законы и следовать им, но в обществе есть преступники, которые находят удовольствие в том, чтоб жить не по законам.
Великий антрополог Морган (книга Энгельса о происхождение семьи и т.д. – лишь комментарий к его книге «Древнее общество») делит историю на три периода – дикость, варварство, цивилизация. Эта эволюция происходила не так, что собрались дикари на совет, и вождь сказал: «О, мужи, достославного племени Мумба-юмба! Хватит нам прозябать в дикости. Давайте поднапряжемся и поднимемся хотя бы до варварства». Каждый из дикарей стремился к тому, к чему стремиться абсолютно каждое живое существо: к оптимальному удовлетворению своих потребностей и добивался этого, как мог. Но в каждом племени нравы и обычаи, сложившиеся стихийно в зависимости от множества факторов, отличались от нравов и обычаев других племен. В одних племенах нравы были более гуманные, так что в них выживали слабые индивиды, в других – слабые индивиды погибали. Но в одном все племена совпадали: в том, что вели между собой бесконечную вооруженную борьбу за место под солнцем. И вот тут обнаружилось принципиальное, качественное отличие сообществ людей от стай и стад животных: естественный отбор диктует, что стаи и стада, которые успешно избавляются от слабых особей, прогрессируют, так как сохранение слабых особей ведет к деградации стаи (стада). И совершенно наоборот: сообщества, в которых слабые индивиды выживают в большем количестве, одерживают верх над менее гуманными сообществами. В чем дело? Дело в том, что, во-первых, применение орудий изменило само соотношение силы и слабости: низкорослый Давид с его пращей побеждает великана Голиафа с его мечом (знаешь ли ты, что Давид убил Голиафа его же мечом, а пращой только оглушил?). Во-вторых, разделение труда и механизм прижизненного (не генетического!) наследования орудийных действий и принципа распределения средств и предметов потребностей между членами сообщества (т.е. нравов и обычаев, а позже – правовых норм) привел к тому, что опытность стариков, бесполезных в битвах, способствовала росту боеспособности сообщества. Механизм сохранения сообществ с более гуманными нравами, действующий в прямо-противоположном направлении, нежели естественный отбор, я и называю социально-естественным отбором. По логике этого механизма, гуманизм прирастал парадоксальным образом: сообщества, в которых сложились более гуманные отношения между членами сообщества, беспощадно истребляли сообщества с менее гуманными нравами. Этот отбор никто не изобретал и никто сознательно не устанавливал – это объективный закон развития человечества. Положение о том, что социал-гуманизм заложен в природе социума означает только то, что независимо от чьей-либо воли сообщества с более гуманными нравами, в конечном счете, будут побеждать менее гуманные сообщества и благодаря этому общественные отношения будут становится все более гуманными по мере того, как носители менее гуманных отношений будут сходить со сцены истории. Не в каждом отдельном случае, а только в большинстве случаев на длительных этапах истории проявляется эта тенденция. Поэтому не старайся для опровержения концепции социально-естественного отбора искать случаи, когда менее гуманное сообщество победило более гуманное. Таких примеров можно найти сколько угодно, но, пожалуйста, пойми, что отдельные примеры тут ничего не доказывают. Закон социально-естественного отбора неопровержимо доказан тем фактом, что человечество от дикости доросло до варварства, а от него – до цивилизации. Социал-гуманизм заложен в природе социума, а не в каждом отдельном члене социума. Тот факт, что мы знаем множество людей с антиобщественным поведением, не опровергает это положение, так как лишь в среднем нравы и обычаи становятся все более гуманными, а не в каждом отдельном случае.
Кстати, о равнодушии к социуму. Ты пишешь: «Людям, достаточно обеспеченным материально, безразличны проблемы социума. Их в первую очередь интересуют проблемы своего бизнеса (или службы), семьи и досуга». Это типичное противоречие, свойственное членам организации типа РГО, которым «небезразличны проблемы социума». Ты, пожалуй, единственный член РГО, которому на деле «не безразличны проблемы социума». Ты стучишься к директорам школ, чтобы изгнать мракобесие; в кабинеты чиновников, чтобы изгнать лжецелителей и т.д. Ты бескорыстно, так сказать, «в чистом виде» озабочен проблемами социума. Но, увлеченный этой благородной деятельностью, ты забываешь, что человек, озабоченный успехом «своего» бизнеса, тоже трудится на благо общества, так как он ведь производит или средства, или предметы удовлетворения потребностей. Заботясь о семье, он заботится о «ячейке общества». Заботясь о себе, о своем отдыхе, он заботится о производительности труда одного из членов общества. Какое же это «безразличие к проблемам социума»? Это самое, что ни на есть «социал-гуманистическое» поведение, а, согласись, как раз такой образ жизни свойственен большинству людей. К проблемам социума безразличны только преступники и бомжи, да и то самые опустившиеся. Когда человек видимым образом заботится только о своих делах, он неизбежно делает нечто полезное и для общества - в этом и проявляется положение о том, что социал-гуманизм заложен в природе социума. Мировоззренческий гуманизм никогда не сочтет "личные" дела за проявление гуманизма (ведь тут нет гуманистического мировоззрения!). Социал-гуманизм, напротив, считает гуманными любые законные действия, реально способствующие удовлетворению здоровых потребностей людей, независимо от того, из какого мировоззрения исходил человек, совершая эти действия.
Итак, мировоззренческий гуманизм не заложен в природе социума, а является продуктом философской рефлексии. Социал-гуманизм возник в тот "момент", когда антропоиды совершили первый акт человечности, положивший начало их очеловечиванию. Когда ты, Геннадий Григорьевич, сомневаешься, что гуманизм заложен в природе социума, ты мыслишь гуманизм не иначе как мировоззренческим. А социал-гуманизм не зависит от мировоззрения; он может быть связан связан с любым мировоззрением (кроме человеконенавистнического) и даже со столь нелюбимым тобой религиозным мировоззрением. (Кстати говоря, концепция социал-гуманизма не единственная, рассматривающая гуманизм независимым от субъективных взглядов. Светлой памяти Игорь Михайлович Борзенко развивал концепцию ноосферного гуманизма, в которой гуманизма расматривается как общепланетарное вполне объективное явление).
Если ты и после этого подробного разъяснения остался в сомнении относительно того, что социал-гуманизм заложен в природе общества, тогда я не знаю, чем тебе помочь. Задай дополнительные вопросы, я дам дополнительные разъяснения.
Ты пишешь: «В революции идут, в основном, малоимущие ("пролетарии") и политиканы, стремящиеся, возглавив малоимущих, удовлетворить свои личные амбиции. Исключения из этого есть, но они невелики и не делают погоды». Геннадий Григорьевич, дорогой! К лицу ли такому обстоятельному человеку, как ты, скоропалительные заявления, игнорирующие исторические факты. Вспомни, из каких слоев общества произошли первые русские революционеры – декабристы. И они не стремились возглавить малоимущих, а были «страшно далеки от народа». Истинные политики во главе революций – это, действительно, редкость. Это, как правило, одна единственная личность, но именно это «исключение», эта личность и «делает погоду», изменяя ход истории. Не надо все революции и всех революционеров мерить одной меркой.
Итак, социал-гуманизм в теоретическом плане – это не чья-либо доктрина, не абстрактная прожектерская идея, а теория гуманизации общества, протекающей по объективным законам развития человеческого общества, тогда как «гуманизм» – понятие с неопределенным содержанием. И определение содержания этого понятия – излюбленная тема бесконечных дискуссий, статей и книг представителей абстрактного гуманизма.
II. Социал-гуманистическая партия и другие партии – в чем различие?
Если в том, что социал-гуманизм лежит в природе социума, ты только сомневаешься, то против идеи создания социал-гуманистической партии ты выступаешь решительно. Здесь ты полемизируешь не только со мной, но еще и с А.С. Шутовым из Кирова. О приоритетных направлениях деятельности Гуманистической партии, предложенных им, ты пишешь: «Все это можно только приветствовать. Но укажите, пожалуйста, программы каких, из числа уже существующих, партий демократического толка противостоят этому. Думаю, все они тоже за это, в том числе и пришедшие ныне к почти единоличной власти в России единороссы. С кем же тогда будет бороться новая гуманистическая партия? А ведь партии создаются именно для борьбы за власть, конкурируя в этом с другими партиями. Я предложил бы Вам проанализировать уставы хотя бы трех партий, прошедших в Думу, и показать, если удастся, народу, что они не ставят перед собой задачи построения благополучной, человечной жизни в России. Тогда-то и можно делать вывод, что без создания гуманистической партии россиянам не обойтись, не выжить как социуму».
Это поистине странная логика. И без всякого анализа уставов, априори известно, что каждая партия ставит задачу «построения благополучной, человечной жизни в России». Ищи дураков, которые поступали бы иначе! Партии различаются не декларируемыми целями, а стратегиями достижения одних и тех же целей. И либералы, и социал-демократы декларируют одну и ту же цель: «построение благополучной, человечной жизни», но либералы ищут ее достижение на пути поощрения частного предпринимательства, а социал-демократы, насколько я понимаю (но я никогда не встречал четкого описания, что такое социал-демократия), ратуют за социальные гарантии, обеспеченные государством. Это два пограничных варианта и третьего не просматривается. Что же остается на долю социал-гуманистов?
Ты спрашиваешь: «Скажи, пожалуйста, что стала бы практически делать социал-гуманистическая партия, если бы пришла к власти в России? Пошла бы по пути ликвидации частной собственности и строительства развитого социализма? Но это уже было, и известно, к чему привело». Опять странный вопрос, показывающий, что ты невнимательно читал «Манифест гуманистической партии», где «уже на первых его страницах» (ты даже и их не освоил) говорится: «В чем отличие социал-гуманизма от социал- и либерал демократии? Для социал-демократов на первом плане государственные социальные гарантии, тогда как либерал демократы ратуют за развитие частной инициативы. Прежде чем делать ставку на развитие социальных выплат или на стимулирование частной инициативы, социал-гуманисты тщательно изучат, на что способны люди здесь и сейчас. В зависимости от состояния общества, они могут сегодня идти по пути социал-демократов, а завтра (с изменением ситуации) стать либералами. Истина конкретна. Более того, социал-гуманисты в одно и то же время, но в разных регионах могут быть и социал-демократами, и либералами. Истина конкретна! Социал-гуманисты предлагают: 1)исповедовать не социал-демократию, не либерализм и т.п. и даже не социал-гуманизм, а непосредственно повышение уровня удовлетворения потребностей людей, 2)выбирать стратегию действий, исходя из конкретной политико-экономической ситуации, а не из умозрительных идей или мировоззренческих предпочтений» (с.7). Где ты тут видишь хотя бы намек на то, что, придя к власти, социал-гуманистическая партия (сгп) «пошла бы по пути ликвидации частной собственности и строительства развитого социализма»?
Показав, чем именно сгп отличается от двух классических партий, разъясню подробнее
ее роль в обществе, цитируя «Манифест». «В чем источник живучести организма? В том, что он непрерывно отслеживает состояние каждой своей клетки и по сигналу боли немедленно реагирует должным образом. Общество невыгодно отличается от организма тем, что оно может долго не реагировать на неблагополучие своих членов, потому что у общества нет аналога нервной системы. Гуманистическая партия видит свое призвание в том, чтобы играть роль «нервной системы общества». Это значит, что партия должна стать непрерывно действующей службой, проникающей во все слои общества и собирающей информацию об уровне удовлетворения потребностей разных общественных групп и, прежде всего – о «болевых точках»: о страдающих людях. Эта информация передается в местное самоуправление или соответствующие органы государственной власти для устранения выявленных антигуманных явлений.
Материальным носителем «нервной системы общества» станет мощная компьютерная сеть, содержащая информацию об основных нуждах семей и трудовых ресурсах в разных регионах. На основании информации о потребностно-способностной структуре общества Гуманистическая партия будет выстраивать свою политику».
Этот фрагмент ты частично цитируешь, но не комментируешь, вероятно, потому, что не находишь повода для критики. Зато неоднократно обращаешься к моменту, который развеселил тебя. Ты пишешь: «Партия будет использовать мощную компьютерную сеть и создаваемые ею Советы взаимопомощи, которые будут выявлять семьи, в которых есть «вполне пригодные для использования, но ненужные» им вещи, и «перераспределять» их. Такая деятельность будет «содействовать разрушению перегородок между людьми». Прошу читателя не спешить улыбаться! Те, кто читал статью нашего сайта «Почему в Голландии так много организованных гуманистов?» (http://humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000220), могут заметить некоторое сходство кажущихся утопическими предложений С.С. с тем, что уже реализовано в «стране польдеров и тюльпанов». Там гуманистические организации, особенно самая массовая – Хуманитас – фактически выполняют функции нашей государственной службы социальной защиты и обеспечения. Но для этого Хуманитас получает серьезное государственное финансирование, без которого вряд ли смогло бы стать сколько-нибудь эффективным. А как в России добиться действенной материальной помощи малоимущим гражданам (разумеется, не тунеядцам!), если деятельностью новых «совдепов» будет руководить безденежная общественная организация, хоть и переименовавшая себя в партию?».
К этому вопросу ты обращаешься еще раз: «Предлагаю мысленно представить, что вот мы (т.е. РГО. – С.П.) уже зарегистрировались как ГПР и хотим начать в этом новом качестве действовать. Что нового по сравнению с тем, что мы уже делаем, должно и может появиться в нашей работе? Сбор и раздача вещей «секонд хенд»? А что еще? И что, такие акции создадут нам отсутствующую сейчас широкую популярность в обществе? Интеллигенция валом повалит в новую партию и ее Советы, еще более безденежные, а потому бесправные, чем нынешние государственные органы местного самоуправления? Вряд ли».
Не вполне понятно, что вызвало у тебя улыбку: сама идея, заниматься такими делами, или кажущаяся утопичность? Один из больных вопросов партийного строительства – вопрос, чем должны заниматься члены партии в период между предвыборными кампаниями. Когда я писал, что один из видов повседневной деятельности (побочный продукт основной деятельности, о которой сказано выше) – помогать людям взаимовыгодно обменивать вещи «бывшие в употреблении», я прекрасно понимал, что даю повод для насмешек: партия нового типа, а заниматься будет старьем. Тем более что люди очень любят считать себя умнее других. Ты, например, понимаешь, что без денег такое дело не организуешь и, не видя, откуда их взять, начинаешь высмеивать его, не задумываясь о том, что и я тоже способен понять, что без денег «ни туды и ни сюды». Было бы правильнее, прежде чем иронизировать, ради осторожности спросить: «СС, а денег-то где возьмешь?». И я бы пояснил, где. Но писать об этом не буду: вдруг, украдут идею.
Вернемся к вопросу о партийном строительстве.
«Мое мнение о преобразовании РГО в партию было выражено еще в давней коллективной статье «Шесть писем о гуманизме и РГО» (http://humanism.al.ru/ru/magazine.phtml?issue=2001.18-01).
Неужели есть безумец, желающий преобразовать РГО в партию? Наверное, это плод твоего воображения.
«Гуманизм - это не партийная идеология, а мировоззрение, и по этой причине он не может быть написан на знамени только одной партии».
Абстрактный гуманизм, проповедуемый РГО, действительно, не может быть государственной идеологией, так как государственная идеология – это не мировоззрение, а принцип управления собственностью, принятый в данном государстве. Что означает гуманизм как мировоззрение? Это значит, что человек не просто соблюдает общепринятые нормы морали и нравственности (десять заповедей и т.д.), а еще и осознает себя гуманистом, в отличие от людей, которые соблюдают нормы, а о гуманизме даже не задумываются. Гуманизм РГО состоит не в гуманных деяниях, как могло бы показаться по здравому смыслу, а вот именно в мирвоззрении. Если человек делает добрые дела, но к гуманистам себя не относит, например, по той причине, что он и слова «гуманизм» знать не знает, то, с точки зрения РГО он не является гуманистом. А если он добрых дел не делает, зато считает себя гуманистом и осознает, что быть гуманистом – хорошо, а обижать людей – плохо (т.е. имеет гуманистическое мировоззрение) то он и есть гуманист. Создатель РГО В.А. Кувакин считает, что никому, ничего не надо внушать, и принимать в РГО только тех, кто сам созрел до гуманистического мировоззрения. Поэтому я называю гуманизм РГО монастырским: в монастыри тоже идут те, кто «созрел» до монашеского мировоззрения. Отсюда вытекает ответ на твои вопросы: «Почему, например, россияне так холодны к нам, организованным гуманистам? Почему мы после нескольких лет пропаганды наших идей продолжаем оставаться жалкой кучкой одиночек?». Россияне думают: ну что нам делать на заседаниях РГО, где собираются милые интеллигентные люди и доказывают друг другу, как хорошо быть гуманным и как плохо быть негуманным человеком? Это и без РГО понятно. А те, кому это непонятно, тоже не пойдут, поскольку им эти дискуссии совсем ни к чему. Поэтому ты можешь быть спокоен за судьбу РГО: никто никогда не будет пытаться преобразовать его в партию по причине принципиальной невозможности такого деяния. Никто никогда не напишет на партийном знамени «гуманизм» в вашем с Кувакиным смысле слова, а если напишут «социал-гуманизм», то тут будет чисто буквенное совпадение.
Далее ты пишешь: "Создал ли ты хотя бы только в Москве какую-нибудь организацию, которую можно было бы рассматривать как зародыш новой партии? Есть ли у тебя единомышленники, ведущие активную работу в массах? Есть ли отклик на их призывы?". "Какую-нибудь организацию" я не создал. Когда-то давно (еще в прошлом веке) я пытался сделать это. Когда же минимальное число членов партии, необходимое для ее регистрации, возросло до десяти тысяч, я эти попытки прекратил: нужно время, силы, деньги. С последним особенно трудно. Но я не сдался. По крайней мере один единомышленник у меня есть, и ты его знаешь: это Александр Семенович Шутов из Кирова. Активную работу в массах он ведет. Об откликах судить трудно. Лучшим доказательством того, что я не сдался, служит сам этот сайт: он отнимает много времени, но я, отрываясь от чистой философии, жертвую этим временем. Другой канал социал-гуманистической пропаганды - распространение среди "масс" моей книги "Манифест Гуманистической партии". Я не ограничиваюсь научными конференциями и семинарами, а продаю ее на митингах, организуемых коммунистами по "красным дням календаря". В последнее время мне помогает в этом разработчик данного сайта А.В. Федотов. Я обратил внимание на такой штрих: несколько лет тому назад книгу покупали только представители старшего поколения. А вот уже года три на каждой демонстрации находятся два-три молодых человека, проявляющих интерес к "Манифесту". Поэтому я не теряю оптимизма, и, перефразируя моего коллегу по Казанскому университету, говорю: "Будет такая партия!"
С пожеланием удачи и успехов Сергей.
С.С. Перуанский
канд. физ.- мат. наук, доцент
В конце ХХ века в России заметно возрос интерес к идеям гуманизма. Педагоги активно разрабатывают концепцию гуманной педагогики. Создано Российское гуманистическое общество. Появляются политические партии гуманистической ориентации. Это естественная реакция на атмосферу бесчеловечности, установившейся в России за последнее десятилетие. Но развитие гуманистической мысли происходит в обстановке сложной мировоззренческой путаницы в умах граждан России. Это закономерно. Если понятие "застой" принято относить к двум десятилетиям, предшествовавшим "перестройке", то застой в общественных науках начался много раньше. Оперирование избитыми цитатами и пропагандистскими штампами не оставляло места для развития исторического и социологического мышления. Общественное мнение формировалось бесконечным повторением многочисленных идеологических мифов. Неудивительно, что избавление от цензурных пут привело не к пробуждению объективной, критической мысли, а только к смене ярлыков, наклеенных советским агитпропом на историю России: черное стало белым и наоборот. Увы, значительная часть общественности (в том числе научной) поддержала это "новшество". Не получил должного развития процесс демифизации идеологии. Нынешний агитпроп, сохранив старые идеологические мифы, выгодные с точки зрения предвыборной риторики, в изобилии создает новые мифы. Ростки гуманистической мысли, проросшие «между тернием», неизбежно несут на себе следы мифов и ярлыков. Ниже будут рассмотрены три направления гуманистических поисков в России:
- направление, разрабатываемое негосударственным образовательным учреждением Институтом духа и журналом "Школа духовности" (будем называть это направление "духовным гуманизмом");
- направление, представленное Российским гуманистическим обществом (РГО) и его печатным органом журналом "Здравый смысл" (светский гуманизм);
социал-гуманизм - направление, описанное в книге "Манифест гуманистической партии"[1], которое еще не имеет за собой какой-либо общественной структуры.
Концепция социал-гуманизма базируется на специфической теории гуманизации общества. Поэтому в начале изложим основные положения этой теории.
Термин "социал-гуманизм" характеризует ту особенность концепции, что в ней речь идет о гуманизме, заложенном в самой природе социума, а не провозглашенном тем или иным мыслителем-гуманистом. Первой принципиально важной особенностью концепции социал-гуманизма является потребностный подход к пониманию движущих сил человеческой деятельности.
В противоположность рационализму - научному направлению, полагающему разум ключевым фактором развития общества, - социал-гуманизм исходит из постулата: единственной движущей силой человеческой деятельности являются потребности человека. Потребность - психофизиологический процесс, который поддерживает себя в определенных параметрах, требуя от субъекта потребить некоторый внешний предмет - предмет потребности. Для удовлетворения своих потребностей живые существа наделены способностями. Подчеркнем, что под способностями здесь понимаются не природные задатки, полученные от рождения, а те возможности, которые имеет человек, обученный орудийным действиям и обладающий соответствующими орудиями. Такое понимание способностей сближает их с экономическим понятием "производительные силы".
Потребности, способности тесно взаимосвязаны и упорядочены по степени их значимости и уровню развития. Порядок взаимосвязи потребностей и способностей живого существа будем называть его потребностно-способностной структурой. Эта структура развивается по закону, являющемуся следствием закона естественного отбора. Чтобы удовлетворять первоочередные потребности - съесть и не быть съеденными, - животные приобрели способность двигаться. Среди них рождались мутанты, которым движение нравилось само по себе. Они двигались больше других особей, становились более тренированными и успешнее решали основные жизненные проблемы. Поэтому естественный отбор привел к тому, что у всех живых существ есть потребность в движении. Отсюда вытекают законы развития потребностно-способностной структуры живых существ: 1)в ходе филогенетического развития возникали все новые способности ради удовлетворения первоочередных потребностей; 2)каждая новая способность становилась новой потребностью.
Указанные законы позволяют классифицировать потребности. К первому классу естественно отнести первичные - неотложные - потребности: потребность в самосохранении, в пищеварении, в дыхании и т.д. Второй класс - вторичные потребности, возникшие из способностей, "обслуживающих" неотложные потребности: потребность в движении, в осязании, в восприятии звуков и т.д. Ниже будет рассмотрен третий класс потребностей-способностей, свойственных только человеку. Они возникли после того, как осуществился «первый исторический акт» (термин К. Маркса) и естественный отбор уступил место социально-естественному отбору. Принятие закона социально-естественного отбора в качестве фундаментального закона развития общества состоит вторая принципиально важная особенность концепции социал-гуманизма.
По закону естественного отбора слабые особи должны погибать; во избежание деградации вида, потомство должны оставлять только сильные особи. Человечество отнюдь не деградирует из-за того, что слабые индивиды имеют шанс оставлять потомство. Какое же событие столь радикально изменило ход эволюции живой природы? Многое говорит в пользу гипотезы, что «первым историческим актом» стал дележ добычи между членами стаи антропоидов [1]. Дележ - акт гуманности, так как благодаря нему пищу получали даже слабые члены сообщества. А с чего же и начаться человеку, как не с акта человечности? Человек - по своему определению носитель человечности.
Поскольку дележ дает шанс на выживание слабым индивидам, он в корне противоречит естественному отбору. Поэтому ни одна биологическая потребность не могла стимулировать укоренение дележа. Дележ сохранялся и принимал все более развитые формы благодаря качественно новым способностям и потребностям. Первоначально дележ развивал не сознание, а подсознание. Оно могло проявляться в том, что охотник, принесший добычу, вознаграждался при дележе лучшей долей, но это не главное. Его встречали радостные звуки и жесты сородичей, выражающие одобрение. По общему закону развития потребностно-способностной структуры, способность воспринимать одобрение обернулась потребностью в одобрении - потребностью в славе. В отличие от потребности в пище эта потребность "ненасытна", она побуждает совершенствовать орудия и методы их использования даже тогда, когда пища имеется в изобилии. Способность совершенствовать орудия породила еще одну новую потребность: заниматься избранной деятельностью "из любви к искусству". Таким образом, производство предметов потребностей, основанное на систематическом использовании орудий, возникло (как это ни парадоксально) не в силу биологических потребностей в пище и т.д. (их имеют и животные), а в связи с появлением ведущих потребностей, имеющих сугубо общественную природу.
С появлением дележа возник и вопрос, каким должен быть распределительный принцип - принцип, по которому распределяются между членами сообщества предметы и средства потребностей. Все проблемы нравственности и морали, содержание понятий справедливости, добра и зла, равенства и свободы - все это, так или иначе, связано с распределительным принципом. Все войны и революции, восстания и мятежи, заговоры и перевороты, все потрясения, составляющие содержание всемирной истории - это не что иное, как борьба людей за изменения принципа распределения жизненных благ. Способность изменять распределительный принцип породила "бескорыстную" потребность в справедливом устройстве общества, движущую революционерами, религиозными деятелями и т.д. («я хату покинул, ушел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать»). Таким образом, дележ добычи добавил к первичным (неотложным) и вторичным потребностям третий класс потребностей, которые можно назвать "ведущими потребностями". Их особенность в том, что они определяют стратегию жизнедеятельности человека, "ведут" его по жизни.
Ход развития человеческого общества определяет борьба между сообществами людей. На ранних стадиях развития человечества, сообщества (племена, государства) вели бесконечные войны друг с другом. Логика естественного отбора стала такой: сообщества, достигшие более высокого уровня боеспособности, уничтожали менее боеспособные сообщества. Тем самым естественный отбор трансформировался в социально-естественный (отбор сообществ). Побеждали сообщества наиболее многочисленные, лучше вооруженные и обмундированные, т.е. сообщества с наиболее развитыми производительными силами.
Один из важнейших факторов развития производительных сил – распределительный принцип, принятый в сообществе. Принципы дележа в сообществах складывались стихийно. В одних сообществах этот принцип был более гуманным: долю добычи получали и самые слабые, в других - менее гуманным. Кто из них оказывался победителем? Чаще победу одерживали сообщества с более гуманными принципами дележа, так как применение орудий изменило сами понятия силы и слабости (вспомним Давида и Голиафа). Кроме того, издревле среди слабых индивидов были изобретатели. Гуманность оборачивалась экономической выгодой, военной мощью.
Распределение предметов потребностей всегда происходит при их дефиците. Существует оптимальный распределительный принцип, при котором сообщество получит наибольшую отдачу от деятельности своих членов. Это будет в том случае, когда землей обладают наиболее умелые хлеборобы, лаборатории и институты предоставлены самым талантливым ученым и т.д. Следовательно, закон социально-естественного отбора сообществ (закон развития общества) можно сформулировать так: в ходе социально-естественного отбора побеждают те сообщества, чей распределительный принцип наиболее близок к оптимальному варианту «каждому по его способностям создавать для сообщества средства и предметы потребностей».
Этот закон можно сформулировать иначе. Условимся называть термином «гуманность» любые действия, которые способствуют оптимальному удовлетворению здоровых потребностей людей. Проявление гуманности по отношению к человеку содействует реализации его способностей, т.е. увеличивает производительность этого человека. Следовательно, все гуманное разумно (экономически целесообразно). И наоборот, любая экономически целесообразная (т.е. разумная) акция способствует удовлетворению потребностей, так как увеличивает количество предметов потребностей; следовательно, все разумное – гуманно. Все гуманное – разумно, все разумное - гуманно – такова еще одна формулировка закона развития общества.
Для того чтобы побеждать в ходе социально-естественного отбора, сообщество должно постоянно повышать средний уровень развития способностей своих членов, т.е. двигаться по пути научно-технического и социального прогресса. Но востребование способностей более высокого уровня невозможно без повышения среднего уровня удовлетворения потребностей членов сообщества, т.е. без повышения гуманности общественных отношений. Таким образом, социально-естественный отбор, направляя развитие сообществ в русло повышения среднего уровня удовлетворения потребностей, предстает как закон гуманизации общества: в ходе социально-естественного отбора побеждают сообщества с более гуманными общественными отношениями, а сообщества, хронически отстающие по уровню гуманности общественных отношений, сходят с исторической сцены.
Закон гуманизации общества не предполагает равенства всех членов сообщества. Бесконфликтного принципа распределения быть не может в виду принципиальной неустранимости дефицита средств и предметов потребностей: не все артисты смогут играть на сцене Большого, не каждый солдат, носящий в ранце маршальский жезл, станет маршалом и т.д. Гуманистический распределительный принцип минимизирует конфликтность распределения тем, что ранжирует членов сообщества по их производительным способностям (а не по близости к власть имущим, не по правоверности и т.д.). Не преимущества для избранных рас или господствующих классов требует закон, вытекающий из природы человека. Он требует от сообщества обеспечить оптимальное удовлетворение потребностей и развитие способностей всех его членов.
Утверждение, что ход истории представляет собой процесс стихийной гуманизации общества, может показаться парадоксом, ибо исторический путь человеческих сообществ обильно полит слезами и кровью людей. Но, во-первых, закон гуманизации общества является статистическим, т.е. проявляет себя лишь как тенденция, просматривающаяся в массе событий на больших исторических этапах. Во-вторых, гуманность в рамках данной концепции - не есть абстрактное вневременное понятие. Гуманность исторична, она несет на себе печать исторических эпох. С современной точки зрения, рабство - страшное зло. Но возникновение рабства явилось великой гуманистической революцией: ведь до его появления пленных приносили в жертву богам. С появлением рабства пленные могли удовлетворять наипервейшую потребность - потребность жить. В том и состоит "мудрость" социально-естественного отбора, что он побуждает совершать действия, объективно гуманные. Только потому и можно говорить о законе гуманизации, что речь здесь идет о гуманности, вытекающей из самой природы общественной деятельности помимо субъективных умонастроений или даже вопреки им.
Итак, в основе концепции социал-гуманизма лежат два понятия: «гуманность» и «гумнизация». Гуманизация – эволюция общественных отношений в направлении приумножения их гуманности – действий, способствующих оптимальному удовлетворению потребностей людей. Социал-гуманизм рассматривает процесс гуманизации общества, не как результат усилий филантропов или гуманистических организаций, а как объективный процесс, источник которого заключен в самой природе человеческого общества. С этих позиций началом процесса гуманизации является не какое-либо гуманистическое учение, а первый исторический акт – «событие», которое выделило человека из животного мира. Этим событием явилось возникновение дележа добычи – первого вида общественных отношений. Нет исторического акта, который имел бы более прямое отношение к очеловечиванию людей и гуманизации общества, чем акт возникновения человека и общества. Можно сказать, что история - это вечное повторение первого исторического акта, но всякий раз с новыми действующими лицами и в новых условиях. Перефразируя Ф. Энгельса, можно сказать: социал-гуманизм – не доктрина, а движение. Он исходит не из принципов, а из фактов и законов развития общества. Общество гуманизируется социально-естественным отбором, сохраняющим для исторического творчества те сообщества, чей распределительный принцип наиболее близок к гуманистическому принципу «каждому по его способностям создавать для общества средства и предметы потребностей».
Сопоставление понятий и терминов разных школ – необходимое условие понимания истинных, а не чисто словесных различий в подходах к решению проблемы. Например, направление, которое выше названо «духовным гуманизмом» вообще не использует термин «гуманизм», и его принадлежность к гуманистическим концепциям можно установить лишь из анализа содержания, а не терминов, в которых оно излагается. Главные понятия этого направления – «дух», «духовность». Дух понимается как «высшее состояние материи… взаимообусловленное единство универсальных способностей человека: мышления, чувства и воли. И никакой мистики» [2]. Задача Института духа формулируется так: «Институт духа – это школа духовности, где учатся на ЧЕЛОВЕКА и учат учить других человеческой жизни» [там же, с.11]. Цель журнала «Школа духовности»: «Основная идея журнала – раскрыть читателю сущность человеческого духа – духовность, и показать путь, проходя который понятие духовности превращается в образ жизни и социальную действительность» [там же, с.13].
Понятие духа не связывается с мистикой, но связывается с богом: «В чем же заключается смысл человеческой жизни, а следовательно, и смысл педагогики? В раскрытии Бога в человеке, в развитии триединого смысла триединого человеческого духа как образа и подобия Божия. Для мышления этим смыслом будет истина. Для чувства – моральность и красота. Для воли – добро» [3]. Такое понимание смысла человеческой жизни может вызвать протест против причисления данного направления к гуманизму и со стороны гуманистов, понимающих гуманизм как противопоставление человеческого начала божественному, и со стороны тех, кто отдает приоритет божественому началу. Но если определить гуманизм как учение, принимающее в качестве главного жизненного постулата «золотое правило» поведения, тогда «духовный гуманизм» можно рассматривать как своеобразную разновидность гуманизма.
Светский гуманизм и социал-гуманизм терминологически близки друг другу. В программной статье «О текущем моменте, о гуманизме в России и проблемах РГО» говорится: «Гуманность как позитивное, созидательное качество и способность человека всегда жива и социально преобладает, иначе род человеческий давно бы деградировал…» [4]. Это соответствует пониманию гуманности как любых действий, способствующих удовлетворению потребностей и развитию способностей людей. Светский гуманизм ориентирован на «реальную гуманизацию социальной и культурной атмосферы в нашей стране» [там же, с.14]. В аналогичном смысле используется термин «гуманизация» в концепции социал-гуманизма.
Сложнее обстоит дело с термином «гуманизм». В концепции социал-гуманизма ему придан простой смысл: гуманизм – это теория гуманизации общества. В концепции светского гуманизма «окончательный смысл этого понятия – величина искомая, всегда лежащая на острие мысли теоретиков гуманизма, его исследователей» [4, с.9]. Аналогичная ситуация с понятием «дух»: «Дать ответы на фундаментальные вопросы человеческого бытия: что такое дух, в чем его смысл и как его воспитать в человеке – и есть главное дело Института духа» [2, с.11]. Таким образом, исходные понятия характеризуют постановку задачи (или иначе: постановка задачи предопределяет исходные понятия).
В концепции социал-гуманизма основные понятия «гуманность» и «гуманизация» привязаны к понятиям «потребности» и «способности», знакомых каждому. Это избавляет от бесконечных изысканий сущности исходных понятий, неизбежных при оперировании такими сложными понятиями как «гуманизм» и «дух». Тем самым высвечивается главная задача социал-гуманизма – практическая гуманизация общества, т.е. создание условий для оптимального удовлетворения потребностей и развития способностей людей. Выше мы видели, что это требует оптимизации распределительного принципа, а следовательно, политической борьбы.
Духовный гуманизм также не чужд практических устремлений: «Духовность народа должна быть не только сущностью жизни, но и социальной действительностью. Для этого она должна принять форму истинной цели, превращающейся через предметно-практическую и сознательно-волевую деятельность в систему экономических и нравственно-правовых отношений, в общественную жизнь, организованную в соответствующие социальные институты, гражданское общество и государство как практически действующее самосознание и всеобщий, нравственно-правовой способ жизни народа» [2,с.7]. Эта цель вполне созвучна целям социал-гуманизма. Вопрос в том, каков подход к ее достижению. «Без воспитания духа Отечества нельзя решить ни одного жизненного вопроса. …Поэтому и невозможно политически и экономически собрать Россию, прежде чем силой реализованного смысла отечественного образования она не будет собрана в духе народа» [2,с.9-10]. И еще: «Современное состояние России определено степенью разумности и нравственности ее творческого источника - духа народа. Его расширенное воспроизводство осуществляется системой отечественного образования. От качества ее деятельности зависит качество человеческого духа, а от него качество индивидуальной и общественной жизни» [там же с.10]. Мы видим старую как мир иллюзию, что общество можно преобразовать через совершенствование системы образования. Но, во-первых, объяснять нынешнее бедственное состояние России упадком духа русского народа, значит сваливать с больной головы на здоровую. Если Россия жива, не смотря на преступно-бездарную политику ее правителей, то она жива исключительно за счет неиссякаемого богатства народного духа. Возрождение России - это вопрос реализации способностей ее народа. Разумеется, в решении этой проблемы система образования играет исключительно важную роль. Но возлагать все надежды на приход духовно воспитанного поколения, оставляя в стороне непосредственное реформирование политико-экономической системы, значит, не учитывать, что система образования является органом общественного организма. Создать в рамках больного общества отдельно взятый здоровый орган невозможно, и воспитательное влияние системы образования никогда не может перевесить влияния социальной среды. Поэтому реформирование системы образования в плане воспитания духовности, гражданской ответственности, патриотизма может быть эффективным только в рамках реформирования всей политико-экономической системы.
Если газета «Правда» – это пропаганда, то журнал «Здравый смысл», видимо, неопропаганда. Различие не разъяснено, как и не сказано, чем «неопросвещение» отличается от просвещения. А это непонятно, тем более что неопросвещение светских гуманистов, как и просвещение «Школы духовности», базируется на рационализме: на обращении «к разуму и к моральным чувствам человека, а не к его слабостям и инстинктам, подсознанию или иллюзиям, страстям или беспочвенным ожиданиям» (там же). Но в плену иллюзий находятся как раз рационалисты, полагая, что помочь «выработке чувства ответственности за себя и свою страну» можно обращаясь к разуму людей. Рационалисты сколько им угодно могут взывать к разуму, но люди неизбежно будут соотносить их обращения со своими потребностями. Любые обращения действенны ровно настолько, насколько эти обращения отвечают потребностям тех, к кому они обращены. Это объективный нерушимый закон природы и подлинным неопросвещением будет политико-экономический процесс, учитывающий этот закон и сочетающий просветительскую деятельность с гуманистическими преобразованиями общественных отношений.
Светский гуманизм рассматривает гуманистическое движение как «персоналистическое, личностное по самой своей сути» [4,с.14]. Забота о личности у теоретиков светского гуманизма достигает анекдотического уровня: «гуманизм - это как раз то в любых наших свершениях, что не представляет опасности. …Последовательный гуманизм не разрешит себе стать опасным» [5]. Это значит, что «последовательный гуманист» не разрешит себе завести ребенка, дабы не подвергать его опасности заболеть, попасть под машину и т.д. Он вообще останется в полном бездействии, так как любое действие чем-либо опасно.
Противоречива позиция светских гуманистов и в отношении воздействия на общественную жизнь. С одной стороны, «высшим смыслом деятельности РГО» объявляется «развитие и укрепление гражданского общества». С другой, - один из принципов РГО «это заведомый отказ от борьбы за любую форму власти – политическую, идеологическую или духовную» [6]. И еще: «В отличие от других измов гуманизм ни теоретически, ни практически не может являться и не является политико-идеологической мобилизующей, организующей и направляющей силой. Именно этим он силен…» [4,с.10]. Странное понятие о силе, если учесть что нет иных методов «развития и укрепления гражданского общества» кроме политико-идеологической борьбы. Стремление развивать гражданское общество, оставаясь вне политической борьбы, можно сравнить с желанием участвовать в состязаниях по боксу, но боксу гуманному, при котором боксеры не бьют друг друга, а обмениваются гуманистическими декларациями.
Как ни странно, особо энергичным нападкам со стороны светского гуманизма подвергается мысль о гуманистической идеологии: «Может ли гуманизм стать опасным? Гуманизм как идеология… да, конечно. Больше того, такая идеология не может быть неопасной, ибо логикой вещей представляет собой только «сниженную» - приземленную и открыто тираническую, вождистскую - религию. Многие провидели это теоретически, им можно было не верить, но практика… поставила в спорах точку» [5, с.49]. Под практикой имеется в виду диктатуры Гитлера, Сталина, Пол Пота. Трудно представить более извращенное понимание логики вещей и больший произвол в обращении с историческими фактами: непонятно, на каком основании диктатура отождествляется с гуманистической идеологией, тем более что никто из названных диктаторов не называл свою идеологию гуманистической.
Возникает вопрос: почему светские гуманисты не ставят своей целью воплотить в жизнь гуманистическую государственную идеологию в их собственном исполнении? Их останавливает опасение, что в этом случае гуманизм обюрократится, на идеях гуманизма «захотят сыграть люди совсем иного типа, т.е. властолюбцы, тщеславные домогатели влияния и могущества. Им не составит труда выбить из игры каких-то там светских гуманистов» [4,с.15]. На это можно сказать одно: волков бояться, в лес не ходить. Да, став государственной идеологией, гуманизм неизбежно обюрократиться, как и всякая государственная идеология. Но если не гуманизм, то какой-либо другой «изм», не боящийся быть обюрокраченным, все-таки будет государственной идеологией. Официальная государственная идеология заставляет бюрократию держаться в определенных рамках. Рамки, установленные гуманизмом, должны дать наибольший эффект для гражданского общества. Обюрокраченный и далеко не идеальный, но реально действующий гуманизм все-таки продуктивнее безупречного, но чисто декларативного гуманизма, упрятанного от жизненных коллизий в гуманистический монастырь. Такой монастырский гуманизм безгрешен, но и бесплоден. Реальный гуманизм можно определить, как искусство выбирать при решении социальных проблем наименьшее из зол. Гуманизм, понимаемый как гарантия от любых ограничений личности, есть пустая фантазия досужей маниловщины.
Чем же может заниматься общественное объединение, стоящее вне политической борьбы, но, тем не менее, желающее развивать и укреплять гражданское общество? Объединять «людей, уже считающих себя в достаточной степени подготовленными морально, мировоззренчески и психологически, чтобы вступить в Общество и делать для него, для себя и для других то, что предусмотрено его Уставом и целями» [6]. Не разрешая себе стать опасным и как-либо вмешиваться в жизнь гражданского общества, РГО ждет, когда появятся люди уже созревшие для гуманистической деятельности, отдавая процесс их созревания на милость иных, негуманистических сил. Соответственно и прогресс в гуманизации общества зависит не от гуманистов, а от этих сил. «В долгосрочной перспективе России не избежать гуманизма, если демократия и свободы в ней не будут подавлены или необратимо извращены» [4,с.12]. «Уже само ослабление идеологического, государственного, политического и религиозного диктата порождает гуманистическое движение» [там же, с.9]. Как видим, светские гуманисты буквально ждут у моря погоды (политической), а сами тем временем «ставят перед собой цели самообразования, участия в обсуждении ключевых вопросов свободомыслия… и т.д.» [6].
Любой непредубежденный человек понимает, что жить в обществе и быть вне всякой идеологии невозможно. И у светских гуманистов идеология, разумеется, есть - это идеология индивидуализма, доходящего до анархизма. Индивидуализм пропагандируется в ряде публикаций журнала «Здравый смысл». Например: «Решение моральных коллизий – дело личности, ее совести, и социум с его устоями тут не может ее подменить; личность в моральных вопросах выше социума. «Персоноцентризм»»[7]. Каждый грабитель с радостью подпишется под этими словами, узнав, что его совесть важнее устоев социума, и отныне он не грабитель, а персоноцентрист. Другая составляющая идеологии светского гуманизма (взаимосвязанная с индивидуализмом) - антимарксизм. Тут светский гуманизм разрешает себе заниматься пропагандой, причем ее уровень никак не выше антимарксизма, культивируемого в средствах массовой информации.
Итак, просветительский гуманизм, как духовный, так и светский, предполагают решать проблемы гуманизации общества, оставаясь вне политико-идеологической борьбы. При этом во избежание бюрократизации гуманизма отвергается мысль о том, чтобы сделать его государственной идеологией. Идеологов светского гуманизма не смущает, что сохранить гуманизм чистеньким, не замаранным прозой жизни, значит сделать его бесплодным, как бесплодны любые субъекты, подвергшиеся стерилизации. Отрекаться от гуманистической идеологии, живя в мире негуманных и антигуманных идеологий, значит, занимать позицию одностороннего разоружения, бросать гуманизацию общества на произвол «идеологического, государственного, политического и религиозного диктата». Социал-гуманизм, напротив, исповедует наступательную гуманистическую идеологию. Он объединяет тех, кто готов к активной политической борьбе, к разработке и реализации конкретных политико-экономических программ, вытекающих из закона «все гуманное - разумно, все разумное – гуманно».
Прежде всего, необходимо договориться о содержании понятия «государственная идеология». Выше мы видели, что главная функция государства, по результатам исполнения которой социально-естественный отбор выносит государствам свои приговоры, - распределение средств и предметов потребностей между согражданами. Принцип, по которому осуществляется это распределение, и является постоянным предметом политико-идеологической борьбы. Поэтому далее под государственной идеологией будем понимать принцип распределения средств и предметов потребностей, принятый данным государством. Или короче: государственная идеология – это принцип управления собственностью, принятый в данном государстве.
Эта формулировка может показаться несостоятельной, поскольку в России так идеологию не формулировали. Было: за веру, царя и отечество; потом: построение коммунизма. Нынешняя Конституция Российской Федерации гласит: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Но, во-первых, даже в этих формулировках просматривается неизменная забота государства о своих интересах в ущерб насущным интересам граждан. Во-вторых, очевиден вывод: на Руси всегда было две государственных идеологии: официальная и реальная. Последнюю народная мудрость запечатлела как раз в форме принципа управления собственностью: кто у власти, тот и у сласти. Проблема гуманизации российского общества состоит в замене этого извечного принципа, являющегося оплотом антигуманизма, на принцип, который вытекает из закона гуманизации сообществ: «каждому по его способностям создавать для сообщества средства и предметы потребностей».
Обсудим этот принцип подробнее. Может показаться, что он не охватывает стариков и детей: ведь одни уже, а другие еще не производят никакой продукции. Такой вопрос возникает в связи с привычкой понимать под предметами потребностей пищу, одежду и т.д. Но сама жизнь человека представляет собой предмет потребности для многих людей. Жизнь ребенка - предмет потребности для родителей, а жизнь стариков - для детей и внуков. Жизнь людей сама по себе - предмет потребностей для врачей, учителей и т.д. Но если человек сверх того, что он живет, способен производить духовные или материальные ценности, общество дает ему средства труда соответствующие его способностям, а потом воздает по результатам его деятельности.
Новая идеология не может установиться сама собой. Ее носителем по необходимости должна стать Гуманистическая (или Социал-гуманистическая) партия. Для объяснения функции Гуманистической партии сравним общество с организмом. Источник живучести организма состоит в том, что он непрерывно отслеживает состояние каждого своего органа и по сигналу боли реагирует должным образом. Так должно быть устроено гуманистическое государство: оно должно постоянно отслеживать, в каком состоянии живут его граждане, и незамедлительно отзываться на их беды. Общество невыгодно отличается от организма тем, что оно может долго не реагировать на неблагополучие своих членов, так как у него нет аналога нервной системы. Гуманистическая партия должна играть роль «нервной системы общества». Это значит, что партия должна стать непрерывно действующей службой, проникающей во все слои общества и собирающей информацию об уровне удовлетворения потребностей разных общественных групп и, прежде всего, о «болевых точках» - о страдающих людях. Эта информация передается в местное самоуправление или соответствующие органы государственной власти для устранения выявленных антигуманных явлений.
Материальным носителем «нервной системы общества» станет мощная компьютерная сеть, содержащая информацию об основных нуждах семей и трудовых ресурсах в разных регионах. На основании этой информации Гуманистическая партия будет выстраивать свою политику. Прежде чем решить, сделать ли ставку на развитие социальных выплат или стимулировать частную инициативу, гуманисты посмотрят, на что способны люди здесь и сейчас. В зависимости от состояния общества, гуманисты могут сегодня идти по пути социал-демократов, а завтра (с изменением ситуации) стать либералами. Истина конкретна. Гуманисты идут к стратегии своих действий от конкретных потребностей и способностей реально живущих людей, а не от умозрительных идей или мировоззренческих предпочтений.
Побочным эффектом непрерывного изучения состояния общества будет оперативная помощь наиболее нуждающимся семьям, беженцам и т.д. Дело в том, что у населения имеется немало бездействующих средств удовлетворения потребностей - вещей, вполне пригодных для использования, но ненужных семьям, которые ими обладают. Дело за тем, чтобы создать механизм взаимовыгодного обмена вещами и услугами между семьями.
Необъятная многонациональная Россия - это все человечество в миниатюре. Поэтому одно из двух: либо Россия будет двигаться в русле общемировой тенденции развития, избрав своей идеологией гуманистический принцип «каждому по его способностям создавать для сообщества средства и предметы потребностей». В этом случае она станет на путь ускоренного социального прогресса. Либо Россия сохранит свою извечную идеологию «кто у власти, тот и у сласти». Тогда она неизбежно проиграет в конкурентной борьбе с сообществами, которые намного обогнали ее по уровню гуманизации общественных отношений, и окажется на обочине истории. Да не будет! Сила духа и мудрость русского народа омолодят землю русскую, как это было уже не раз. Практическое воплощение гуманистической идеологии разбудит великие силы, сокрытые в многонациональном русском народе. И сбудется пророчество поэта о судьбе России:
Но я верю, расступится бездна!
И во всей полноте бытия -
Всенародно, всемирно, всезвездно -
Просияет правда твоя!
ЛИТЕРАТУРА
1. Перуанский С.С., Манифест Гуманистической партии. М. 1999.
2. Мурашов В.И., Школа духовности.// Школа духовности.№1. 1997. С. 6-7.
3. Мурашов В.И., Интегральное воспитание.// Школа духовности.№2. 1997. С.30.
4. Кувакин В.А., О текущем моменте, о гуманизме в России и проблемах РГО // Здравый смысл. №2. 1997. С.8.
5. Круглов А.Г., Что такое гуманизм? // Здравый смысл. №13. 1999. С.50.
6. Кувакин В.А., Что такое Российское гуманистическое общество? Серия «Азбука гуманизма», 2000.
7. Круглов А.Г., Коллизия // Здравый смысл. №6. 1997/98. С. 75.
От предметов потребностей следует отличать средства потребностей - предметы, необходимые для овладения предметами потребностей. Так деньги даже для самых скупых являются средством, а не предметом потребности.
Под нездоровыми потребностями понимаются алкоголизм, наркомания, маниакальные склонности и т.п. Очевидно, что каждый человек признает гуманными по отношению к нему те действия, которые помогают ему удовлетворить его потребности. Но очень часто в целях воспитания или по медицинским показаниям благом для человека будет отказ в удовлетворении его потребностей. Поэтому гуманность – это содействие оптимальному (а не максимальному) удовлетворению потребностей.
Рассматривать потребности как единственную движущую силу человеческой деятельности мешает традиция связывать понятие «потребность» только с неотложными потребностями. Но любые даже самые альтруистические действия совершаются ради удовлетворения потребностей. Мать готова отдать жизнь за ребенка в силу материнской потребности в его счастье. Мыслитель идет на костер за свои убеждения в силу потребности в справедливом устройстве мира и потребности в самоодобрении и т.д.
ЗНАЧЕНИЕ ОФИЦИАЛЬНОЙ И РЕАЛЬНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ
В УСЛОВИЯХ
ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Мой доклад посвящен государственной идеологии, а между тем, 13-я статья Конституции гласит: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Поэтому могут возникнуть подозрения, что я совершаю неконституционные действия. Чтобы развеять их, я, прежде всего, обращаю ваше внимание на то, что идеология – это система убеждений в том, что государство должно действовать так-то и так-то. В связи с этим давайте вспомним сцену из тургеневского романа «Рудин». Некий провинциальный мыслитель говорит: вот сейчас все толкуют об убеждениях, а, по-моему, никаких убеждений вообще нет. Рудин спрашивает: вы в этом убеждены? – Да, – Ну, вот вам и первое убеждение для начала. Точно также, отказ от всякой государственной идеологии – это вам первая официальная идеология для начала.
Так что же, 13-я статья – это логическая бессмыслица? Ни в коем случае! Конституции пишут очень грамотные люди, которые знают, что делают. Вдумаемся, что дает официальная идеология, состоящая в отрицании всякой идеологии. Во-первых, это идеальная маскировка для фактической, реальной идеологии. Во-вторых, это значит отсутствие каких-либо нравственных ориентиров для власть имущих. Если идеологии нет, значит им все позволено. Можно месяцами не платить зарплату рабочим и служащим (но не чиновникам!) и трубить о демократии. Можно хоронить людей под развалинами собственных домов и называть это наведением конституционного порядка. Таким образом, фактически в 13-ой статье закреплена идеология плутократии.
Надо отдать должное Президенту Путину: в первые годы своего президентства он неоднократно поднимал вопрос о необходимости обрести официальную идеологию, но, видимо, ему объяснили, сколь удобна идеология отсутствия официальной идеологии, и его пожелания не вылились ни в какие конкретные шаги.
И вот теперь я перехожу к главному вопросу: если бы Путин не отказался от своих намерений и перед научной общественностью была бы поставлена задача, сформулировать исторически перспективную государственную идеологию, то, как решить такую задачу?
Ясно, что, прежде всего, надо выяснить содержание понятия «государственная идеология». Все познается в сравнении. Сравним два понятия, широко использовавшихся в недавнем прошлом: «буржуазная идеология» и «социалистическая идеология». В чем их коренное отличие? Оно заключается в форме собственности. Буржуазная идеология – это система взглядов и норм, базирующихся на частной собственности, социалистическая идеология базировалась на общественной собственности. Вопрос о принципе управления собственностью – вот главный идеологический вопрос. Следовательно, государственная идеология – это принцип управления собственностью, принятый в данном государстве.
Во все времена и во всех государствах родовое понятие государственной идеологии одно и то же – принцип управления собственностью. А вот виды этих принципов могут быть очень разными. Какой же вид государственной идеологии является исторически перспективным? Если бы я вам сказал, что вот я изобрел наилучшую государственную идеологию, это была бы очередная утопия. Исторически перспективную государственную идеологию, т.е. оптимальный принцип управления собственностью можно установить только из анализа истории.
Всемирная история представляет собой непрерывную борьбу сообществ. На заре человечества дикие племена боролись за грибной лес, за рыбное место на речке. Ныне государства и государственные союзы борются за природные ресурсы в глобальных масштабах. Побежденные сообщества сходят со сцены, победители творят историю. Происходит социально-естественный отбор сообществ. Для решения нашей задачи надо установить закон социально-естественного отбор, или, другими словами, установить, какого принципа управления собственностью придерживаются сообщества-победители. Именно он и будет искомой исторически перспективной государственной идеологией.
Ясно, что сообществами-победителями
оказываются наиболее боеспособные, наиболее экономически развитые сообщества.
Другими словами, побеждают сообщества, которые получают наибольшую отдачу от
деятельности своих членов. Таковыми оказываются сообщества, в которых средства
производства и должности, а также различные виды вознаграждения за труд
оптимально распределены между участниками производительного
политико-экономического процесса. Поэтому закон социально-естественного отбора
(закон развития общества) можно сформулировать так: в ходе социально-естественного
отбора побеждают те сообщества, чей принцип
распределения средств и предметов потребностей наиболее близок к оптимальному варианту –
«каждому по его способностям создавать для сообщества средства и предметы
потребностей».
Указанный
принцип имеет в виду не столько
вознаграждение, пропорциональное заслугам, сколько распределение средств труда и должностей: земля должны принадлежать
наиболее рачительным хлеборобам, лаборатории и институты – самым талантливым
ученым, должности – наиболее квалифицированным и порядочным профессионалам и
т.д. Важнейшим аргументом в подтверждение правильности указанного закона
является то, что рыночный механизм распределения предстает здесь как частный
случай общего механизма социально-естественного отбора. В условиях рынка
принцип «каждому по его способностям создавать для сообщества средства и
предметы потребностей» реализуется наиболее наглядно: каков предъявленный
товар, таково и вознаграждение за него. Разумеется, ни одно государство не
реализует этот принцип в полном объеме. Но одни государства ближе к его
осуществлению, другие дальше от этого. Первые оказываются победителями, вторые
в конечном итоге сходят с исторической сцены.
Итак,
исторически перспективную государственную идеологию не надо изобретать. Она
выработана всем ходом исторического процесса. Ее формула - «каждому по его способностям создавать для сообщества средства и предметы
потребностей». За неимением времени
приведу без доказательств еще одну формулировку оптимальной государственной
идеологии: «все гуманное – разумно, все разумное – гуманно».
Выясним теперь, насколько реальная государственная
идеология России соответствует закону
социально-естественного отбора? У нас под разными официальными формулировками
издревле скрывается одна и та же реальная идеология. Царские идеологи
провозглашали: «За веру, царя и отечество». А народная мудрость говорила: «Кто
у власти, тот и у сласти». Заметим, народная мудрость сформулировала реальную
государственную идеологию именно как принцип управления собственностью.
Нетрудно видеть, что под нынешней официальной идеологией скрывается та же самая
реальная идеология, но только «сласть» отнимается у народа в особо крупных
размерах. (Об обманутом и обворованном поколении).
В современных условиях, в условиях глобализации,
роль реальной идеологии существенно возрастает по той причине, что развитие
человечества осуществляется с большим ускорением. Еще в средние века многие
поколения людей жили в одних и тех же условиях. Сейчас на протяжении одного
поколения происходит значительное изменение исторической ситуации. Мы со своей
губительной идеологией «кто у власти, тот и у сласти», далеко отстали и
продолжаем катастрофически отставать еще дальше. А между тем, государство, которое сознательно примет в качестве
государственной идеологии принцип, по которому социально-естественный отбор
определяет победителей, встанет на путь ускоренного социального прогресса. И
напротив, государства с противоестественной идеологией могут существовать
веками, но они обречены на то, чтобы рано или поздно сойти с исторической
сцены. И пока что мы движемся именно в этом направлении.
В современных условиях существенно возросла роль и
официальной идеологии. Буквально вчера я видел в Интернете материал о том, что
Россия заинтересована в улучшении имиджа. Вопрос действительно важный. На
недавних президентских выборах в Украине по существу решался вопрос, кто более
привлекателен в глазах украинцев Россия или Запад? Наши украинские сторонники
проиграли. Проиграли по той причине, что и официальная, и реальная идеологии
России крайне непривлекательны. А между тем сознательно принятую идеологию,
выработанную всем ходом истории, в формулировке «все гуманное – разумно, все
разумное – гуманно», следовало бы назвать
«социал-гуманистической». Согласитесь, это звучит очень благозвучно. А ее
формула «все гуманное – разумно, все разумное – гуманно» звучит не хуже, чем
«пролетарии всех стран, соединяйтесь».
Итак, вопрос об исторической судьбе России зависит
от того, возникнет ли в ней политическая сила, способная покончить с
губительной идеологией «кто у власти, тот и у сласти» и установить исторически
перспективную идеологию.