ТАЙНЫ ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ

 

1. Тайна первая. Почему «у Гегеля диалектика стоит на голове» и как ее поставить на ноги?

Об этом таинственном обстоятельстве мы узнали от Маркса. Ему вторил Энгельс: «Абсолютное понятие не только существует — неизвестно где — от века, но и составляет истинную, живую душу всего существующего мира… Развитие является у Гегеля только отпечатком самодвижения понятия, вечно совершающегося неизвестно где, но во всяком случае совершенно независимо от всякого мыслящего человеческого мозга… Надо было устранить это идеологическое извращение. Вернувшись к материалистической точке зрения, мы снова увидели в человеческих понятиях отображения действительных вещей, вместо того чтобы в действительных вещах видеть отображения тех или иных ступеней абсолютного понятия». Как видим, таинственное абсолютное понятие было просто-напросто отброшено, и «материалистическая точка зрения» свелась к традиционному пониманию понятия. Но тогда получилось, что великий мыслитель превратил банальное формально-логическое понятие в «живую душу всего существующего мира». Между тем, даже у нормального обывателя, а не то, что у гениального философа, будь он хоть трижды идеалист, не может возникнуть шизофреническая мысль, будто обобщенное представление может существовать «независимо от всякого мыслящего человеческого мозга». И тут другая тайна: как случилось, что Классики все-таки приписали Гегелю упомянутый абсурд, пройдя мимо его неоднократных предостережений, что он понимает понятие «в другом и высшем смысле, чем тот, в котором его понимает рассудочная логика, рассматривающая понятие лишь как в себе бессодержательную форму нашего субъективного мышления»[1].

Какое содержание вкладывает Гегель в категорию «понятие», видно из того, как Гегель различает действующие и конечные причины: «Согласно этому различию, свет, тепло, влага должны были бы рассматриваться как «действующая причина», но не как «конечная причина» роста растений, последней же будет не что иное, как понятие самого растения»[2]. Очевидно, что по современной терминологии здесь вместо термина «понятие самого растения» был бы употреблен термин «генетическая программа растения».

Понимание понятия как программы развития вещей делает понятным положение о том, что «понятие есть то, что живет в самих вещах, то, благодаря чему они суть то, что они суть»[3]. Говоря о понятии, Гегель не раз использует обороты, подтверждающие справедливость понимания понятия как программы развития. Так, подчеркивая, что понятие религии обретает бытие лишь в сознании, он пишет: «Материал, в котором понятие реализует себя наподо­бие некоего плана, материал, который оно делает своей собственностью, формирует соразмерно себе, есть че­ловеческое сознание»[4]. Мы бы сказали: программа реализует себя.

Возвращаясь к абсолютному понятию, мы теперь видим, что оно не обобщенное представление, шизофренически оторванное от мыслящего мозга, и мистически управляющее развитием мира. Абсолютным понятием Гегелем названа объективная программа развития мира, а она ведь, действительно, предшествует природе и «составляет истинную, живую душу всего существующего мира». О программе такого рода говорил и Энгельс: «Материя приходит к развитию мыслящих существ в силу самой своей природы».

Но связывал ли Гегель абсолютное понятие-программу тоже с материей, а не с какой-нибудь религиозной мистикой? Читаем: «Форма не привходит в материю извне, а как тотальность носит принцип материи в самой себе; эта свободная и бесконечная форма, как мы вскоре увидим, есть понятие»[5]. Это можно выразить и так: материя как тотальность носит принцип формы в самой себе. Гегель считал, что проблему соединения  материального и идеального нельзя решить, если исходить из их разобщенности. «Скорее разобщение материального и имматериального может быть объяснено только на основе первоначального единства их обоих»[6] (Э3 49). Мы с удивлением обнаруживаем, что Гегель вообще не идеалист, если определять идеализм по ответу на основной вопрос философии. Он не утверждает первичность духа. Для него дух и материя изначально едины! Т.е. он согласился бы с Марксом, что «на «духе» с самого начала лежит проклятие – быть «отягощенным» материей», и мог бы добавить: на материи с самого начала лежит благословение быть единой с духом.

Итак, стоило нам принять для категории «понятие» то содержание, какое в него вложил сам Гегель (программа развития), а не то, какое ошибочно вкладывал Маркс (обобщенное представление), и исчезла всякая мистика. Мы видим, что диалектика Гегеля стоит на ногах, а Маркс и Энгельс смотрели на нее как бы сквозь инверсионные очки, которые все переворачивают вверх ногами. Недобрую роль таких очков сыграло неверное понимание Классиками содержания категории «понятие»: они приняли для нее содержание, определяемое формальной логикой, а Гегель понимал понятие «в другом и высшем смысле»: как объективную программу развития, как логику вещей.

2. Тайна вторая. Почему Гегель отрицал происхождение высших животных из низших?

Наиболее убедительное подтверждение трактовке понятия как программы развития можно найти в разделе, где создатель диалектики вроде бы изменяет самому себе и отрицает естественный процесс порождения высшей ступени развития природы низшей ступенью. Поначалу слова о том, что надо отказаться от представлений «о происхождении более развитых животных организаций из низших», и что «из водного животного естественным образом возникло земное», озадачивают своим антиэволюционным звучанием. Но чтобы понять эти странные слова, надо перенестись в эпоху Гегеля и представить, с какими взглядами пришлось сталкиваться и бороться ему. Надо вчитаться в разъяснения Гегеля: «Мы поступаем правильно, отличая при сравнении друг с другом последовательные ступени природы, указывая, что вот это животное обладает одним сердечным отделением, а другое – двумя; но мы не должны говорить, что прибавились новые части, как будто одно произошло из другого». Гегель возражает против представления, будто у животных с одним отделением постепенно вырастало второе отделение и со сменой поколений произошли животные с двумя отделениями (этот воображаемый процесс он и называет «естественным процессом порождения»). Но ведь он прав: прижизненно приобретенные признаки не наследуются. Животные с двумя отделениями появились через мутацию, через перестройку генотипа (генетической программы), а по Гегелю, через перестройку понятия: «Метаморфозе подвергается лишь понятие как таковое, так как лишь его изменения суть развитие»[7]. И резюме: «Природа не выстраивает своих созданий шеренгами, и понятие производит различие по качественной определенности, но лишь постольку, поскольку делает скачки»[8].

Читатель, восхититесь гениальностью Гегеля! Он предвосхитил генетику, первым разгадав механизм развития живой природы, увидев его в мутационных изменениях понятия, назвав этим термином генетическую программу развития организма.

Тайна третья. Как идея становится природой?

По словам Куно Фишера, переход от логической идеи к природе всегда считался одним из самых трудных мест в системе Гегеля и вызывал наибольшее количество недоразумений. К. Бакрадзе остроумно писал: «Гегель метко критиковал Фихте, указывая, что «дедуцировать» природу из «Я» так же невозможно, как невозможно «дедуцировать» деньги из пустого кошелька. Теперь настала очередь Гегеля показать этот фокус, вывести природу из идеи». Еще Шеллинг считал, что посредством гегелевского метода невозможно логическим путем показать переход от идеи к природе без акта творения. Маркс писал, что сотворение мира у Гегеля принимает более нелепый и запутанный вид, чем у правоверных христиан. Однако корректное понимание гегелевской терминологии позволяет разгадать и эту тайну.

По Гегелю, «идея – это единство понятия и реальности», это понятие, которое воплотилось в реальность. Если росток – это «чувственное понятие», то выросшее из него растение – это чувственная идея. Логическая идея – это идея, «заключенная в чистую мысль». Но не забудем! «Спекулятивный способ рассмотрения вещей есть не что иное, как рассмотрение сущности ве­щей, которая есть не только чистое, присущее разуму понятие, но также природа и закон вещей».[9] Значит, надо различать две ипостаси логической идеи: она содержание «Науки логики», дающее описание в логических категориях программы развития мира, но она же и сама эта программа как «природа и закон вещей». (Выше эту программу мы назвали абсолютным понятием, но на нулевой стадии ее реализации, когда еще нет действительной идеи (природы), идея пребывает в форме логической идеи, тождественной с абсолютным понятием). Это о ней сказал К. Фишер: «Идея не должна сделаться со временем такой, а от вечности такова» (потому что от вечности таков фундамент материи). С переходом в природу связана логическая идея, понимаемая во втором смысле, а не идея как мышление.

При осуществлении программ нет их перехода в нечто другое. Так, реализованная программа ЭВМ не переходит в числовой массив, а переводит его в другой массив, оставаясь системой команд. Так и здесь. Логическая идея как программа развития мира не переходит в природу, а переводит материю из доприродного состояния в природу (например, путем Большого Взрыва). При этом она остается неизменной, поскольку неизменны фундаментальные свойства материи. Гегель ничего не мог знать о доприродных состояниях материи, и поэтому он ничего не пишет о процессах становления природы. Но мысль о том, что идея не переходит в природу, а лишь управляет процессами ее становления, (т.е. играет роль программы), выражена им достаточно определенно: «Простое бытие, к которому определяет себя идея, остается для нее совершенно прозрачным и есть понятие, остающееся в своем определении при самом себе. Переход, стало быть, следует здесь понимать скорее так, что идея сама себя свободно отпускает, абсолютно уверенная в себе и покоящаяся внутри себя»[10].

Итак, посредством одного и того же положения, почерпнутого из анализа категориального аппарата Гегеля, а именно: гегелевское понятие – это объективно существующая в материальном мире программа развития (растения, общества, универсума и т.д.), можно объяснить три самых таинственных момента в философии Гегеля. Это положение – ключ к тому, чтобы увидеть: а) диалектика Гегеля прочно «стоит на ногах», б) Гегель – предтеча современной генетики.

Резюме. Как ни кощунственно это звучит, но не Маркс и Энгельс, а Гегель создал диалектический материализм! Но он облек его в путанную «идеалистическую» терминологию, что привело к величайшему по драматизму недоразумению в истории философского материализма: «В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал» (Иоан. 1, 10). Или короче: «своя своих не познаша».

Перуанский С.С., к.ф.-м.н., член РФО (Москва) ivan534@mail.ru



[1] Гегель. Энциклопедия философских наук, ч. 1. Логика. М.: 1975, с. 342.

[2] Там же, с. 284.

[3] Там же, с. 352.

[4] Философия религии, т. 1, М.: 1976, с. 263.

 

[5] Гегель. Энциклопедия философских наук, ч. 1. Логика. М.: 1975, с. 293.

6Там же, ч. 3, с. 49.

7Гегель. Энциклопедия философских наук, ч. 2. Философия природы. М.: 1975, с. 33.

 

 

 

[8] Там же, с. 37.

9 Гегель. Работы разных лет, т. 2. М.: 1971, с. 150-151

10 Гегель. Наука логики, т. 3, с. 310.

ПРИМЕЧАНИЕ. Вышеизложенное является выдержками из моей книги "Философия Гегеля: новое материалистическое прочтение", М.: 2009, 120 с., написанной в стиле учебного пособия. Стоимость книги вместе с почтовыми расходами 150 р.

 

 



Hosted by uCoz