ЧТО ТАКОЕ
ВРЕМЯ?
Вот один из проклятых вопросов, вокруг которого
ломаются копья философов и ученых. «Википедия» сообщает: «Единой общепризнанной
теории, объясняющей и
описывающей такое понятие как Время, на данный момент не существует.
Выдвигается множество теорий (они также могут быть частью более общих теорий и философских учений),
пытающихся обосновать и описать это явление». Время тут названо явлением! Но
явления мы наблюдаем, а кто видел время? А вот дефиниция времени из той же «Википедии»:
«В философии — это необратимое течение
(протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее) внутри которого
происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами. Т.е. время тут
представлено как некая река, в которой происходят факты. Но река – это течение
воды. А как себе представить течение времени? Из какого материала состоит это течение
остается непонятным.
Позволю себе высказать крамольную версию: «Единой
общепризнанной теории, объясняющей и
описывающей такое понятие как Время» не будет никогда по той простой причине,
что таинственное, загадочное время – это просто терминологическое недоразумение.
Существуют термины, которые состоят из двух слов, и только в этом виде имеют
смысл. Если же эти слова разорвать, то получится термин, не имеющий никакого
рационального значения, который поэтому можно наполнять любым значением. В этом
случае возникает противоестественная ситуация, когда вместо того, чтобы
подыскивать слово для обозначения некоего элемента действительности, мы
размышляем по такой схеме: вот слово, что оно означает? А слову, лишенному
значения, каждый может придать то значение, какое ему нравится. Простой пример:
представим философа, который задастся вопросом: что такое биссектриса? Но нет,
не банальная биссектриса угла, а
биссектриса вообще, в самой ее биссектрисной
сущности? Ответ прост: биссектриса вообще – термин, за которым не закреплен
никакой смысл, и каждый может обозначить им, что угодно. Один скажет:
биссектриса вообще – это деление мужского и женского начала, другой найдет, что
это деление на живую и неживую природу и т.д., можно всласть философствовать
семь верст до небес и все лесом.
Вот это самое произошло с «временем».
Есть совершенно ясное понятие «время движения», т.е.
продолжительность (длительность) движения. Или «время события» - числовая
отметка, характеризующая момент события, показание часов в этот момент.
Разорвите эти термины, и мы получим слово, непривязанное к действительности,
набор звуков и букв. Что означает это слово? Да все, что хотите, каждый волен
распорядиться им на свое усмотрение. Время вообще – такая же пустышка, как и
биссектриса вообще.
Я почти четверть века учил студентов разделу
астрономии, именуемому «измерение времени». Однажды меня осенило: позволь, но
никто ведь не говорит об измерении пространства. Измеряют длины линий, площади
фигур, объемы тел, а словосочетание «измерение пространства» - полный абсурд. Но
время и пространство – соотносительные понятия. Значит, и словосочетание
«измерение времени» - тоже чистый абсурд. Что же мы измеряем, когда говорим,
что измеряем время? Это ясно: либо время движения, либо время некоторого
события. Тем самым термин «время» обретает определенность, но он все еще
двузначен. Вот однозначные термины: «продолжительность движения» и «момент события».
«Время» исчезло вообще! Вдумайтесь в это: в принципе возможен язык, в котором
понятие «время» со всеми его головокружительными проблемами вообще не нужно! В
этом языке речь идет только о движениях и событиях: не «пространство», а «поле
событий», не «интервал времени», а «ряд событий». Ясные термины, ориентирующие
мысль только на реальность, а не на абстракции. Вместо совершенно невообразимых
выражений «время течет» вполне понятное выражение «течет поток событий». Чтобы
количественно описывать этот поток, мы выбираем какое-нибудь периодическое
движение в качестве эталонного и, взяв за единицу длительности период этого
движения, вводим «шкалу времени». По этой шкале определяются числовые отметки
событий (время событий), а по разности этих отметок определяют длительность
движения от одного события до другого (время движения).
Вероятно, такое прозаическое объяснение понятия
«время» никто не воспримет всерьез. Ведь при нем нельзя говорить ни о парадоксе
близнецов, как реальном замедлении течения времени, ни о путешествии во
времени. Исчезает столько головоломок, что становится скучно, а как сказал
Эйнштейн, «Самое прекрасное в мире – это тайна. Она источник искусства и
науки». Правда, в реальном потоке событий тайн столько, что нет нужды создавать
тайны за счет терминологических иллюзий, но ведь «тьмы низких истин нам дороже
нас возвышающий обман». Об этом обмане написаны горы книг и статей, и от моей заметки
приращение этих гор не уменьшится. Вот если бы я выдвинул какую-нибудь
нейтронную теорию времени, это вызвало бы интерес, а когда выступаешь с
убийственной прозой и говоришь, что все умопомрачительные проблемы времени –
плод терминологического недоразумения, кто же будет слушать. Изумятся: как же
называть аргумент t в уравнениях
движения, если не «время»? Усмехнутся, вспоминая плеяду великих имен во главе с
Кантом. Коллеги, все просто: t – текущий момент
события. И что уж вспоминать Канта с его восемнадцатым веком, когда
Эйнштейн в ХХ-ом верил в «замедление времени» и романтическую реальность
парадокса близнецов. А за парадоксом этим стоит проза, убийственная проза.
Поясню этот парадокс сценой из замечательного мультфильма, в котором длину
удава измеряют сначала «в мартышках», а потом «в попугаях». И удав с глубокомысленным
видом говорит: «А в попугаях-то я длиннее». Вот также неподвижный наблюдатель,
глядя на отсчеты движущихся часов, говорит: «А в показаниях движущихся часов
мой брат-близнец моложе».
Да нет, я понимаю, что не все так просто. Я даже могу
подбросить философам, прикипевшим к проблемам так называемого «времени», еще
одну философскую проблему, которую я гордо именую «проблема Перуанского»:
почему жизнь пролетает так быстро, если время от получки до получки тянется так
долго?